eXTReMe Tracker
     Новости
     Услуги
     Документы
     Информация
     Отдел Продаж
     Конференция
     Центры
     Курсы
     Статьи - популярно
     НАДиН
     О Программе
     О Центре
     Форум RFF
     Контакты

Оптимизация питания детей и подростков в организованных коллективах

    Здоровье детей - важнейший вопрос обеспечения будущего нации.
    Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального сбалансированного питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, способности к обучению, профилактике заболеваний, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов во все возрастные периоды.
    Приоритетная роль питания в поддержании здоровья детей и подростков закреплена Постановлением Правительства РФ № 917 от 10.08.1998г. в "Концепции государственной политики в области здорового питания населения РФ до 2005 года" и в Проекте "Основы политики Российской Федерации в области здорового питания населения Российской Федерации на период 2006-2010 г.г.". "Рациональное питание детей, как и состояние их здоровья должны быть предметом особого внимания государства" - обозначено в качестве одного из основных принципов Концепции.
    К сожалению, сегодня нельзя сказать, что образовательные учреждения (ОУ) способствуют сохранению здоровья детей. Если из 100% детей поступающих в ОУ примерно 10% страдают теми или иными заболеваниями, то к окончанию школы лишь 10% можно считать здоровыми.
    Высокая скорость роста, физического и психического развития детей и подростков в сочетании со значительной нервно-психической нагрузкой, обусловленной интенсивным процессом обучения, который, начиная уже с 3-4-летнего возраста, предопределяют необходимость постоянного поступления с пищей комплекса всех незаменимых и заменимых пищевых веществ. Это требование может быть обеспечено только при условии правильно организованного, рационального (здорового, оптимального) питания детей в ОУ и дома.
    Социально-экономические преобразования, ухудшившие качество жизни значительной части населения нашей страны, негативно отразились и на качестве питания детей, как в образовательных учреждениях, так и в семье.
    Серьезные трудности возникли в последние годы в организации школьного питания. Изменение правового положения школьных столовых, прогрессивный рост цен на продукты питания привели к дезорганизации системы школьного питания и значительному сокращению числа школьников получающих горячее питание, особенно старших классов. Это приводит к серьезным нарушениям структуры и режима питания и, как следствие, недостаточному поступлению с пищей основных макро- и микронутриентов.
    Широкие эпидемиологические исследования, проведенные в последние годы специалистами НИИ питания РАМН, НЦ здоровья детей РАМН, в Н.Новгороде - НИИ Детской гастроэнтерологии, НГМА и других медицинских учреждений, выявили значительные нарушения в структуре питания и пищевом статусе детей и подростков. К их числу относятся: низкий охват горячим питанием детей в организованных коллективах (в среднем по стране в 2006 году - 62%, в Нижнем Новгороде - 47%) существенные отклонения от рекомендуемых норм потребления пищевых веществ детьми дошкольного и школьного возраста; нарушения в сбалансированности рационов в школьных учреждениях (составление меню с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, превалирует углеводистая модель питания, используются приемы уменьшения объема и веса блюд, в рационах имеет место невыполнение норм питания по основным продуктам питания: молоку, маслу сливочному, овощам, фруктам, замена горячего питания буфетной продукцией). Особенно серьезной проблемой является дефицит ряда микронутриентов и, в частности, витамина С (у 60-70 % обследованных детей), витаминов A, B1, В2, ?-каротина; железа, кальция (у 30-40 % детей); йода (у 70-80 % детей); селена, цинка и др. Дефицит микронутриентов - витаминов, микроэлементов, отдельных ПНЖК приводит к резкому снижению резистентности организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, нарушению систем антиоксидантной защиты, развитию иммунодефицитных состояний.
    Все это приводит к возникновению различных алиментарно-зависимых заболеваний, таких как: заболевания желудочно-кишечного тракта, занимающих первое место в структуре общей заболеваемости школьников; анемия; болезни обмена веществ (в первую очередь, ожирение и сахарный диабет), распространенность которых значительно увеличилась за последние годы, обнаруживаются клинические признаки полинутриентного голодания учащихся: наличие дефицита массы тела в 12%, отставание роста у 15% подростков, 30% имели вялость, сухость кожных покровов, ломкость ногтей, кровоточивость дёсен, пониженный аппетит.
    Процент заболеваемости среди детского населения г. Нижнего Новгорода имеет тенденцию к росту. У почти 50% младших школьников - кариес (у старшеклассников - до 90%), у 20-50% - ЛОР-заболевания, заболевания двигательного аппарата, аллергические заболевания и кожные поражения. По данным статистики значительный рост (в 1,5 раза) заболеваемости за последние 10 лет отмечается в возрастной группе 15 - 17 лет. Так, хроническими заболеваниями страдают до 70% всех подростков.
    Драматизм ситуации в том, что сегодня в г.Н.Новгроде число здоровых детей не превышает 10-12%. У 80% школьников наблюдаются сочетанные изменения органов и систем, 60% подростков имеют 3 и более хронических заболеваний, за последние 10 лет в 2 раза увеличилось число детей с хронической патологией.
    В последние годы многими учеными страны и мира отмечается связь нерационального, нездорового питания детей и подростков с другими социально-психологическими проблемами подрастающего поколения (наркомания, курение, злоупотребление алкоголем, медикаментами). Доказаны и прямые социальные последствия дефицита микронутриентов в питании детей: связь токсикомании с железодефицитными состояниями; нарушения осанки в результате недостаточного поступления кальция; влияния йоддефицита на умственные способности ребенка.
    Одним из главных негативных моментов в организации питания является недостаточное финансирование из бюджетов различных уровней. Из городского бюджета выделяются средства на организацию питания в основном, только для детей из малообеспеченных и многодетных семей. Практикуется использование средств родителей для оплаты горячего питания учащихся, но эти суммы явно не достаточны. В 2006 году питание в школах Нижнего Новгорода организовано за счет средств бюджета и родителей на сумму 12-16 руб., двухразовое - на сумму 14-18 руб. По оценкам специалистов, исходя из норм потребления основных пищевых веществ, стоимости основных видов продуктов питания в регионе, сумма завтрака на одного обучающегося при одноразовом питании должна быть не менее 16-18 рублей, обеда - 20-23 руб., при двухразовом питании - 27-32 рублей в день.
    Отмечается слабая материально-техническая база пищеблоков, изношенность технологического и холодильного оборудования. Морально устаревшее технологическое оборудование не позволяет готовить пищу для детей в соответствии с современными требованиями качества и сохранения пищевых и биологически-активных веществ.
    Отсутствие у работников пищеблоков ряда общеобразовательных учреждений достаточной подготовки и заинтересованности в повышении качества и ассортимента готовых блюд приводят к нарушению технологии приготовления, однообразному ассортименту, низким органолептическим свойствам блюд.
    Недостаточная гигиеническая грамотность детей и их родителей приводят к пагубным привычкам и приоритетам в питании: дети часто предпочитают богатый ассортимент предлагаемых торговой сетью и усиленно рекламируемых в СМИ сладких сухих завтраков, газированных напитков, кондитерских изделий, несладких снеков (чипсы, сырные палочки, ароматизированные сухарики и т.п.).
    Напротив, не смотря на ряд постановлений Главного государственного санитарного врача РФ Онищенко Г.Г., рекомендаций ГУ НИИ питания РАМН и НЦ здоровья детей РАМН в Нижегородском регионе не принята программа обогащения рациона питания детей витаминами и микроэлементами, часто отсутствуют витаминизированные продукты как в меню столовых, так и в буфетной продукции.
    Для оптимизации питания детей и подростков в организованных коллективах представляется целесообразным выделить 5 основных блоков задач:
    1. Увеличение охвата горячим сбалансированным питанием детей всех возрастных групп и категорий детей и подростков в организованных коллективах г. Н.Новгорода прежде всего за счет увеличения финансирования на питание детей в ДОУ из бюджета.
    2. Увеличение биологической ценности рационов питания детей прежде всего за счет внедрения витаминизированных и обогащенных продуктов питания и блюд, насыщения школьных буфетов продуктами с высокой биологической ценностью, расширение ассортимента блюд, применения щадящих способов обработки пищи.
    3. Внедрение основных принципов индустриализации питания, современного технологического оборудования и технологий приготовления пищи в ДОУ, современных форм организации питания.
    4. Организация широкой разъяснительной и сан-просвет работы, гигиеническое обучение детей, родителей и педагогов основам оптимального питания.
    5. Совершенствование региональной нормативно-правовой базы.
    Значимость решения данной проблемы неоднократно отмечалась на самом высоком уровне: в Поручении Президента РФ от 10 декабря 2005 г. Пр-2065 Правительству РФ о разработке предложений по реорганизации системы питания в общеобразовательных учреждениях на основе использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2006 и 2007 годах, на "круглом столе" "Здоровое питание в школе" в Государственной Думе 13 апреля 2006 года, на 177-м пленарном заседании Совета Федерации от 2 июня 2006 года, на Парламентских слушаниях в Федеральном Собрании РФ по здоровому питанию 26 апреля 2007 г., в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко от 31 августа 2006 г. "Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях", в Постановлении Президиум РАМН совместно с Президиумом РАСХН 9 ноября 2005 г., в решении I Всероссийской межведомственной конференции "Школьное питание: доступность, качество, организация" 27-28 марта 2007 г., других крупнейших научных форумах страны.
    Огромная роль в пропаганде здорового питания и здорового образа жизни принадлежит средствам массовой информации. Однако пока на практике происходит все наоборот - часто СМИ (особенно электронные) активно пропагандируют вредные привычки и нездоровые рационы питания.

Назад

© 2007-2022 ПрЦОП&2A Group, design and hosting by 2A Group